Войны нового поколения.
П.В.Тулаев

Войны нового поколения - это войны старого и нового типа, в которые мы, современники конца ХХ века, вольно или невольно втянуты: информационные, религиозные, психотропные, энергетические, технологические, экономические, финансовые, классовые и т.д. Ведутся они одновременно в различных пространствах, так что каждая из них прямо или косвенно затрагивает каждого из нас.
Мир всегда находился в состоянии войны. Сначала противоборство сил различного порядка имело место на небе (Индра - Вритра, Ахуры - Дэвы, распри олимпийцев, титаномахия, ангелы и демоны), а затем на земле, как между цивилизациями, так и внутри них (Махабхарата, Илиада, Греция, Рим, Карфаген, варвары, конкиста, реконкиста, монголо-татарское иго, завоевание Америки и Сибири, колониальные войны, мировые войны и т.д. и т.п.). Нет такого периода в истории, когда хотя бы где-нибудь на нашей планете полностью прекратились войны. Отсюда афоризмы: "Мир - это война", "Хочешь мира - готовься к войне".
Война не обязательно сводится к убийству противника. Победить - значит добиться своего превосходства, лидерства, авторитета, добиться власти. Вторжение, преобладание, доминирование, подчинение ситуации своим интересам и своей воле - лишь некоторые из форм борьбы. Поэтому пацифистские мифы и присказки, типа "миру мир", "лишь бы не было войны", "если начнется война" и т.п. не имеют под собой ни малейшего основания. Даже самый миролюбивый из богов - Христос сказал: "не мир я вам принес, но меч".
Небесные войны (горние, трансцендентные, потусторонние) осмысливаются в зависимости от господствующей религиозной традиции. В православии развито учение об иерархии ангельских сил, о падшем ангеле Сатане, восставшем против Бога-творца, о дьяволе-искусителе и бесах. Такие мистические символы как Крест, Святые иконы, храмы, Гроб Господень, Иерусалим являются для христиан абсолютной реальностью, до такой степени, что Крест становится смыслом жизни, Новый Иерусалим строится под Москвой, а мировая война ведется за освобождение Св. Софии в Константинополе.
Религиозные войны переносят небесную реальность на землю, что неизбежно их профанирует и низводит до вооруженного противоборства различных народов, рас и цивилизаций. Любовь ко Христу неоднократно приводила к уничтожению язычников, с их культурными и религиозными ценностями, а верность справедливому Аллаху доходила до сожжения христианских городов и церквей, не говоря уже о человеческих жертвах.
Аналогичные, мистические по своей сути, функции имеет классовая война пролетариев против буржуев-эксплуататоров. Сказочный характер этой типичной идеологемы особенно ясно выражается в ненависти коммунистов-интернационалистов к соотечественникам-промышленникам и их любви к братьям по классу из Африки, Азии и Америки. Для революционеров цель (коммунизм, социализм, всемирное братство и т.д.) лежит за пределами данного мира. Она трансцендентна. Ради нее можно пожертвовать и жизнью, и родными, и даже своим отечеством.
Если мы будем рассматривать наше Отечество как органичную совокупность нескольких типов пространств (горнего, исторического, географического, коммуникативного, личного и т.д.), которые связывает единая Судьба, то обнаружится, что на этом поле извечно происходит столкновение различных сил, стихий, тенденций, формирующих разные миры, и не так-то легко сразу определить, какой именно из них тебе ближе и роднее. Еще вчера для вас Христос не существовал, а сегодня он ваш Бог. СССР, как и Российская Империя, казалось, будут существовать вечно, а сегодня их нет, как нет Киевского каганата и Золотой Орды. Многие думали, что у нас не сегодня - завтра наступит коммунизм, а пришел капитализм и т.д.
Классические войны (то организованные вооружённые столкновения геополитических субъектов) исторически можно разделить на древние, классические, современные и сверх-современные. Древние войны сегодня изучаются с общепознавательными и педагогическими целями, хотя их опыт весьма важен и для понимания геополитических ориентаций ("Карфаген должен быть разрушен", "Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам"). Классические войны разбирают в военных училищах и академиях (Наполеон, 1-я и 2-я мировая, восстания колоний против метрополий), равно как и более мелкие конфликты с использованием смертоносного оружия (гражданские войны, партизанское сопротивление, терроризм). Под современными войнами понимаются те, что ведутся любыми средствами в наши дни.
К неклассическим войнам относят такие формы противостояния, которые выходят за рамки привычных правил ведения вооруженных действий, хотя часто они оказываются более древними и более результативными. Своеобразным путеводителем по неклассическим войнам являются знаменитые китайские стратагемы, где военное искусство сочетает ум, решительность, хитрость, обман и лицемерие ("убить чужим ножом", "грабить во время пожара", "ловить рыбу в мутной воде", "заманить на крышу и убрать лестницу", "размахивая красным знаменем, бороться против красного знамени" и т.д). Сам Китай, используя военную хитрость, хотел, чтобы "два тигра (США и СССР) измотали друг друга, в то время как обезьяна (Китай) наблюдала бы в безопасности их поединок". Отчасти это сделать ему удалось. Однако еще более адекватно данная стратагема была срежиссирована подстрекателями войны между СССР и Третьим Рейхом, от которой выиграли США, Израиль, ТНК и международные банковские структуры.
Недавний миф-стереотип гласил, что отличительной чертой современных войн является использование оружия массового поражения. Под таковым подразумевались ядерные и водородные бомбы, отравляющие вещества, сверхмощные артиллерийские снаряды и ракеты. Считалось, что для победы в войне в наши дни возможно и даже необходимо использование этих сверхразрушительных средств, совокупное применение которых в действительности могло бы привести к уничтожению всего земного шара.
В условиях гонки ядерных вооружений возникло понятие "холодная война", то есть такое противостояние военно-политических блоков, когда столкновение, борьба, состязание и другие формы соперничества существуют, но не доводятся до крупномасштабного смертоносного конфликта. Это привело к разделению мира на два враждующих лагеря: капиталистический и коммунистический, где на первый план выдвинулись не цивилизационные ориентации (Европа - Азия, Запад - Восток, Север - Юг1), а враждующие идеологии. При участии обеих сторон была организована информационная блокада ("железный занавес"), что способствовало искусственному разделению Германии на Восточную и Западную, противоречивому союзу России и Китая против Европы2, расколу Кореи на проамериканскую Южную и прокитайскую Северную.
Изоляция коммунистического лагеря от всего остального мира привела к тому, что развитие стран, оказавшихся в окружении, зашло в экономический и социальный тупик. Они попали в классическую ловушку, а Россия испытала на себе все стратагемы неклассических войн (ее "убили чужим ножом", "разграбили во время пожара", долгие годы здесь "ловили рыбу в мутной воде", воевали с другими народами "до последнего русского", наконец, "заманив на крышу, убрали лестницу"). Россия, погруженная в христианские и коммунистические мифы, оказалась не готова к непривычным для нее политическим играм и проиграла Третью мировую войну, сохранив нетронутым весь свой ядерный потенциал. Более того, ядерная энергия реактора, взорвавшегося в Чернобыле, нанесла нашей собственной стране ущерб, сопоставимый с локальной войной.
"Холодная война", объявленная Черчиллем и Трумэном (программа минимум: не допустить расширения сферы влияния СССР и коммунизма, а максимум - заставить СССР уйти в свои прежние границы), выиграна Западом с огромным преимуществом. На наших глазах происходит новый передел мира (Югославия, Прибалтика, Украина, Крым, Кавказ), а Россия отброшена на третьи роли в международной политике и экономический уровень "развивающихся стран".
Становится ясно, что нас победили "мирным способом" (хитрость, подкуп, демонстрация силы, пропаганда), а точнее, мы проиграли в цивилизационной войне. Наша советская цивилизация, хотя и имела некоторые преимущества перед западной (госплан, трудовая дисциплина, спартанское воспитание, коммунистический аскетизм и идеализм), по общему жизненному уровню (площадь и качество жилья, личный транспорт, уровень оплаты труда, право свободного передвижения по миру) уступала даже некоторым восточным странам. Иначе не было бы перебежчиков за границу, а лучшие люди из Европы и США устремились бы в Сибирь или на Урал.
Таким образом, важнейшим условием победы является качество жизни, то есть такая организация жизненного пространства, когда она стимулирует все функции богочеловеческого организма, место постоянного проживания становится родным и уютным домом, цветущим садом и предметом национальной гордости. Понятно, что довести до такого качества мы в состоянии лишь малую часть России, тем более, что население ее начало сокращаться и налицо общая деградация жизнетворческих функций. Поэтому важно четко определить национальные приоритеты в геополитике, экономической географии, международных связях.
Чрезвычайно важно не допустить новых стратегических ошибок (не ставить ложные цели, не защищать чужие интересы за свой счет, не подменять жизнь мифологией и идеологией, найти оптимальный баланс между потребностями и реальными возможностями). Трагическими ошибками могут стать: вовлечение ослабленной страны в локальные конфликты (типа чеченского) или в цивилизационные войны (Россия-Ислам, Россия-Китай)3, цель которых - отвлечь русских от решения насущных проблем; разбазаривание интеллектуальных, трудовых и энергетических ресурсов (отсутствие их концентрации и направленности на нужные программы); увлечение архаичными реставрационными проектами (монархия Романовых, "новое средневековье", Четвертый Рейх), философскими и социальными утопиями (русский космизм, ноосфера, "третий" и "четвертый путь"). Опасно замыкание на любом идеократическом проекте, на любой "самобытной" доктрине, на самости вообще, ибо автаркия, какая бы передовая она ни была, ведет к застою, однообразию, консервации, а в конечном счете - к энтропии4. Далеко могут завести и отвлекающие маневры соперников (космические и звездные войны, НЛО, навязанные кумиры и моды, ложные стереотипы поведения).
Есть основания утверждать, что одновременно с завершением "холодной" войны (Третьей мировой) начала набирать силу Четвертая мировая война. Она ведется в новых пространствах, новыми технологиями, с участием новых субъектов. В новой агрессии ведущая роль принадлежит ТНК, международным банкам и организациям типа НАТО, ООН,
ОБСЕ. Цель - установление "нового мирового порядка". Поле битвы Четвертой мировой войны: это прежде всего новейшие технологии и информационные потоки. Изменились и формы противостояния. Если раньше надо было взять штурмом город, чтобы войти в него и диктовать жителям свои условия, то сегодня такое вторжение осуществляется через СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы). В информационном пространстве преобладает иностранная пропаганда, реклама, культура. Западные технологии определяют лицо нашей промышленности, а заграничные товары вытеснили отечественные с рынка. Международные банковские структуры контролируют значительную часть экономики страны. Это ли не господство?
К сверхновым формам войны можно отнести такие методы вторжения как "шоковая терапия", "монетаризм", "энергетический крючок" (сырьевики против ВПК), подчиненный военный конфликт (капкан - Чечня в общем сценарии), "технологический диктат" (компьютерные программы, лицензии на различные виды техники), организованная "утечка мозгов", психотропная атака (выборы президента) и пр. Привязывание курса рубля к доллару, контроль над Интернетом, компьютерные вирусы - все это разновидности общей агрессии, цель которой - подчинение России5.
Что мы можем противопоставить новой экспансии? Прежде всего силу ума. Без интеллектуального превосходства нечего и думать о контрнаступлении. Все формы умственной деятельности должны поощряться, хорошо оплачиваться, развиваться и пропагандироваться. Для этого необходимо создание современного интеллектуального поля (через свою печать, через компьютерные сети, факс-модемы и т.п.). Исследование фундаментальных дисциплин, национальной традиции, военной и политической стратегии должны сочетаться с оперативным анализом. Вместо массовости и политизации - кастовость и герметизация структур. В теории и практике - сочетание Традиции и Революции, то есть одновременное освоение сакральных ценностей и соответствие требованиям нынешнего дня. Во всем - высокий профессионализм и стремление к лидерству. Во внешних связях - выход на панъевропейские и евразийские организации, налаживание моста между нашими союзниками во всем белом мире.
А главное - наступление. Атака! Здесь, сейчас и всегда - победа каждый день.

Примечание

1 Цивилизационные ориентации не только не исчерпываются, но и не вполне соответствуют приведённым выше географическим осям (прим. ред.) 2 Насколько сомнителен способ классификации мира по общественным формациям или способам хозяйствования (индивидуализм - коллективизм, по Хантингтону), говорит хотя-бы былое противостояние СССР и Китая внутри "соцлагеря" (прим. ред.)
3 Здесь Автор, по существу повторяет тезисы Энгельса о том, что Россия должна оставить свою имперскую политику и заняться делами сугубо внутренними (см. Публикацию Сталина в данном Сборнике). Об этом же заявляют и американские политические деятели, говоря, что национальные интересы России не должны выходить за пределы её территории. (прим. ред.)
4 Тезис весьма спорный; см., например, китайскую автократию (прим. ред.)
5 "Четвёртая мировая война", как её называет Автор- это прежде всего национально-освободительная борьба. А именно на положении доминиона Западного мира, сейчас и находится Россия. Не стоит обольщаться надеждами на правящий ныне режим, являющийся, по-сути, марионеточным. На наш взгляд, все способы ведения "виртуальной" войны способны существовать только в головах их разработчиков и виртуальная "реальность" никогда не сможет заменить собой Реальность настоящую. Поэтому и говорить о новом типе войны не приходится. Сейчас производится идеологическое, экономическое, политическое и т.п. воздействие на Россию. Новыми средствами - да, но не более того. (прим. ред.)

РУБРИКА
В начало страницы