ЦРУ: Открыт набор шизофреников и параноиков
Марина Сергеева

После 11 сентября произошел коренной пересмотр методов работы и критериев отбора сотрудников в американские спецслужбы. В ближайшее время ЦРУ вновь начнет набирать агентов с темным прошлым, а перспективным планированием займутся сотрудники с явными шизофреническими и параноидальными наклонностями.
После 11 сентября ЦРУ развернуло активную пропагандистскую кампанию с целью если не загладить, то минимизировать свою вину перед обществом. Больше всего американцев убеждают цифры статистики, и ЦРУ активно ими делится. Так, впервые за последние годы обнародованы цифры увеличения штата сотрудников Центра по борьбе с терроризмом — за 4 года он увеличился в 4 раза, а за последние 4 недели еще удвоился. Учебные центры ЦРУ выпустили в 5 раз больше студентов, чем в 1996-м, что говорит о масштабах начавшегося обновления кадров.
Но все это — только видимая часть айсберга. На самом деле предстоящая реформа, как заявил на днях директор разведывательного сообщества США Джордж Тенет, «коснется не только организации, она изменит образ жизни разведки». С одной стороны, ЦРУ возвращается к жестким методам работы, а с другой — резко вырастает роль человеческого фактора, и прежде всего способность к нестандартному мышлению.
Спецслужбы США готовы вернуться к тактике спецопераций, которые использовались во времена холодной войны. Администрация Буша согласна дать этому зеленый свет.
Это ход поддержал вскоре после трагедии генеральный прокурор Джон Эшкрофт и влиятельный сенатор Ричард Шелби, член комитета по разведке. В аппарате сенатора Боба Грэхэма, главы сенатского комитета по разведке, также полагают, что «спецслужбы США должны вернуться к базисным методам в борьбе с террористами». Это означает, что в деятельности спецслужб возрастет использование «жестких инструментов» — шантажа, физического давления, убийства. Причем в качестве примера для подражания называются спецслужбы Израиля.
По мнению британской «Обсервер», «это изменит имидж и задачи американских спецслужб как места приложения усилий молодых талантливых людей с университетским образованием».
С университетским образованием в ЦРУ скоро действительно делать будет нечего — в ближайшие месяцы акцент в работе разведки будет резко смещен в сторону оперативной работы (до сих пор из 18 000 штатных сотрудников ЦРУ только 800 оперативников работало «в поле»).
Увлечение анализом открытых источников — до сих пор это было самым популярным занятием в ЦРУ — отходит на задний план.
ЦРУ также намерено снизить моральную планку при наборе сотрудников — отказаться от ограничений по вербовке агентов с сомнительной биографией. Подобные правила, принятые в 1995 году, мешали работе в среде террористических организаций. Ограничения сводились к тому, что решения по вербовке таких лиц мог принимать только сам директор центральной разведки. Теперь принятие решений по таким случаям будет передано на несколько уровней вниз в иерархии ЦРУ. Предполагается, что это значительно расширит рамки вербовочного контингента и, соответственно, увеличит качество и объем добываемой агентурным путем информации.
Следует отметить, что В ЦРУ осознают, что такие нововведения создают определенные риски для самого аппарата, который будет все плотнее взаимодействовать с преступным миром. В свое время основатель немецкой разведки генерал Рейнгард Гелен обозначил эту проблему так: «Разведка — настолько грязное дело, что заниматься им могут только абсолютно чистые люди». По сути, нынешняя реформа разведки в какой-то степени бросает вызов всему американскому обществу: теперь ЦРУ необходимо достаточное количество чистых людей, готовых заниматься самым грязным делом в мире.
Но самые главные новшества лежат в сфере психологии. В ЦРУ признают, что «среди фактов, которыми располагало ведомство до 11 сентября, имелись такие, которые должны были заставить звонить в колокола значительно громче». Факты террористических угроз были налицо, но их рассмотрение застряло в бюрократических процедурах. Один из главных выводов Тенета, которые легли в основу его плана реформы ЦРУ, заключается в том, что разведка не смогла должным образом оценить имевшуюся информацию.
Это неудивительно. По словам представителя американского военного истэблишмента контр-адмирала Марка Фитцджеральда, «то, что происходит сегодня, — это асимметричая война. Вы не знаете даже того, чего, собственно, вы не знаете. Это и есть самая тяжелая проблема». А по выражению генсека НАТО Джорджа Робертсона, предугадать развитие событий в Нью-Йорке и Вашингтоне могли лишь разведчики, которые «по воображению могут сравниться с известным автором триллеров Томом Клэнси». Так что вполне возможно, что теперь в ЦРУ резко пойдут в гору люди с воображением, те, кого до 11 сентября в Лэнгли считали странными в силу их своеобразного восприятия окружающей действительности, а проще говоря — шизофреники и хронические параноики.

РУБРИКА
В начало страницы