Подробности гибели атомохода «Курск»

На АПЛ «Курск» найден самописец, фиксировавший режим работы ядерного реактора, вахтенная документация и еще одна предсмертная записка погибшего подводника. Об этом во вторник сообщил на прошедшей в Мурманске пресс-конференции Главком ВМФ РФ Владимир Куроедов.
По его словам, самописец был обнаружен в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска». Там же находилась вахтенная документация, которая сильно повреждена в результате длительного пребывания в воде. В настоящий момент документы просушиваются, а примерно через 3 дня начнется их изучение.
Владимир Куроедов сообщил, что, возможно, бортовой самописец и документация будут обнаружены и в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Он также сообщил, что на данный момент обследована только одна четвертая часть первой палубы 5-го отсека.
По словам Главкома, во 2-м отсеке продолжают находить взрывчатые вещества из торпед. 22 кг этих взрывчатых веществ уже извлечены из атомохода и уничтожены.
Владимир Куроедов также сообщил, что на сегодняшний день с АПЛ выгружено 8 ракет «Гранит» по левому борту, предстоит еще выгрузить 3 ракеты на левом и 11 на правом борту субмарины. Все ракеты с «Курска» в дальнейшем будут утилизированы. На это, по словам Владимира Куроедова, уйдет около 2-3 недель, а на расчистку всей лодки — около 3 месяцев.
Генпрокурор РФ Владимир Устинов, для которого прошедшая пресс-конференция в Мурманске была последней (в четверг-пятницу он уезжает в Москву), сообщил, что на сегодняшний день работа следственной бригады продолжается. На данный момент с борта «Курска» поднято уже 49 тел моряков. По данным специалистов, возможно обнаружение еще останков тел подводников. 32 из обнаруженных тел опознаны, 15 уже отправлены на родину к родственникам. Определенные трудности по опознанию представляет то, что находят фрагменты тел, так что криминалистам предстоит кропотливая работа. Владимир Устинов заявил, что журналистам будет представлен список всех подводников, которых удастся обнаружить, но это будет сделано лишь после того, как закончатся работы.
Как сообщил Главком ВМФ, весь личный состав 6-го, 7-го, 8-го и 9-го отсеков находился на своих местах в соответствии с боевым расписанием. В этих отсеках обнаружены 23 тела, не считая 12-ти, поднятых на поверхность в прошлом году. «Интересная особенность, — сказал Куроедов, — состоит в том, что в 4-м отсеке обнаружено больше людей, чем там должно было находиться». Комментируя этот факт, Главком ВМФ заявил, что, возможно, от первого до второго взрыва, когда были практически уничтожены первые 3 отсека, успела прозвучать команда перейти в 4-й отсек. Владимир Куроедов также отметил, что в районе 3-го отсека еще, возможно, будут обнаружены тела. Так, у каюты командира АПЛ «Курск» было найдено тело подводника, но это оказался не Геннадий Лячин. По словам генпрокурора, это абсолютно исключено хотя бы потому, что Геннадий Лячин был человеком высокого роста, а найденное тело таким параметрам не отвечает.
Вполне возможно, отметил также Владимир Устинов, что слухи возникли в результате того, что 31 октября в каюте командира АПЛ были обнаружены личные вещи и фрагменты рабочей одежды Геннадия Лячина.
В любом случае, утверждать что-либо однозначно о личности найденного подводника можно будет только после проведения ряда экспертиз, для чего тело было отправлено в Североморский военный госпиталь, отметил генпрокурор.
По словам Владимира Устинова, на борту АПЛ «Курск», в 9-м отсеке, была найдена еще одна предсмертная записка. Она находилась в бутылке из-под минеральной воды. По предварительным данным, автор записки — старший мичман Олег Борисов, тело которого было поднято водолазами еще в ходе прошлогодней операции. В записке подводник обратился с прощальными словами к жене и сыну. Записка носит сугубо личный характер, поэтому она не будет опубликована.
Владимир Устинов также сказал, что предварительный ответ о причинах трагедии, возможно, будет дан завтра, после приезда вице-премьера РФ Ильи Клебанова в Мурманск.
Обнародованы и первые доказательства, подтверждающие версию о том, что АПЛ «Курск» затонула из-за столкновения с другой подводной лодкой.
Как сообщили эксперты, изучающие корпус «Курска», в нижней части корпуса подводной лодки найдена пробоина, появившаяся при ее столкновении с неким подводным объектом. Основная часть пробоины приходится на первый отсек, который остался на дне Баренцева моря.
Однако о факте столкновения можно судить и по следу в районе начала второго отсека. Данный след представляет собой длинную, глубокую, но узкую борозду, которая находится по правому борту лодки. Причем, заявляют эксперты, этот след не мог быть оставлен килем надводного корабля. Скорее всего, отмечают эксперты некая подлодка задела «Курск» кормовым стабилизатором. Именно поэтому, после столкновения вторая подлодка удалялась очень медленно, поскольку, по-видимому, были повреждены винты и рули.
Как пишет «Российская газета», эта версия сейчас рассматривается профессионалами как основная. «Вмятина, которая после подъема подлодки отчетливо прослеживается по правому борту корабля ниже ватерлинии, явное доказательство тому, что было столкновение», — заявляют они.
Эту пробоину, как ни странно, позволили заснять журналистам, посетившим док. «Не надо быть трассологом, — пишет «Российская газета, — чтобы заметить: длинный след прочерчен довольно узким предметом, каким и является подводное «крыло» неизвестной подлодки».
Из полученных результатов следует, что иностранная подлодка задела «Курск» кормовым стабилизатором. Поэтому виновница катастрофы с поврежденными винтами и рулями удалялась медленно, но не погибла. Тогда, после аварии, противолодочные самолеты североморской авиации зафиксировали некую субмарину, удалявшуюся с места гибели «Курска» со скоростью не более пяти узлов.
Еще одно подтверждение — это пауза в 130 сек. между взрывами. «Первый мог быть вызван тем, что в смятом после удара торпедном аппарате деформировалась находившаяся в нем торпеда, в ее двигателе соединились окислитель и топливо, а образовавшийся форс пламени ударил в стеллажные торпеды», — заявляет «Российская газета».
Капитан 1-го ранга запаса Михаил Волженский поддержал эту версию специалистов. Капитан даже назвал «Известиям» подозреваемую подлодку — он считает, что это была американская лодка «Толедо».
Волженский также напомнил, что после происшествия сообщалось о найденных буях иностранного производства. Капитан Волженский — подводник, в 1994 г. он принимал участие в испытаниях «Курска».
По словам командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, плавание подводных лодок флота после трагедии не прекращалось. Лодки Северного флота выполняли задачи в соответствии с планом боевой подготовки.

РУБРИКА
В начало страницы