Немцам снова приходится решать, кого называть «евреем»
MIGnews.com-Реактивные новости

Некогда Карл Маркс вывел закон: «В истории все происходит дважды — сначала в виде трагедии, а затем — в виде фарса.» Ценность постулатов одного из основателей учения, перевернувшего с ног на голову судьбы не одного народа, можно оспаривать, однако история то и дело преподносит такие парадоксы. И за примерами далеко ходить не нужно: второй этап начинается сейчас в Германии.
В печально известных Нюренбергских законах, принятых нацистскими властями в 1935 году, было очень четко оговорено, по каким признакам должно определять еврея. Именно эти «законные основания» применялись впоследствии для проведения депортации и поголовного уничтожения еврейского населения.
И вот теперь, в начале ХХI века германским властям, похоже, придется восстанавливать в памяти некоторые из тех постановлений. Правда, теперь это произойдет по настоятельной просьбе... лидеров еврейских общин Германии, которые выражают все более активную обеспокоенность в связи с тем, что в последнее время поток «еврейских иммигрантов» из бывшего Советского Союза становится все менее еврейским...
До сих пор единственным ограничением для иммигрантов была необходимость доказать свое происхождение или родственные связи с теми, кто по рождению имеет право на льготы так называемой «еврейской иммиграции». По данным из официальных правительственных источников, германское гражданство таким образом получили около 130 тысяч российских граждан, причем общее количество выехавших на постоянное место жительства в Германию было значительно большим, если учесть, что какая-то часть «выехавших» со временем покинула Германию и поселилась в других странах, а какая-то просто не стала регистрироваться в еврейских общинах этой страны.
И дело тут даже не в том, что иммигранты из России стали одной из «групп риска» в германском обществе. Главная причина была обозначена в выступлении Аббы Дуннера — главного секретаря всеевропейской конференции раввинов, состоявшейся в Мюнхене в марте 2001 года. Рабби Дуннер заявил, что «восточные евреи (т.е., евреи из стран Восточной Европы и России) слишком далеко ушли от того, что мы называем еврейскими традициями. Нам приходится учить их практически с нуля».
Здесь будет вполне уместно вспомнить, что еще до прихода к власти нацистов германские евреи тоже не жаловали «восточных» — по абсолютно противоположной причине: те были слишком традиционны и слишком евреи... Любопытна и та деталь, что лидеры германских общин ставят во главу угла не собственно соблюдение традиций, сколько их знание, в отсутствии которого и обвиняют иммигрантов из России. И, несколько вскользь, упоминается об опасениях по поводу того влияния, которое начинают оказывать на упорядоченную жизнь евро-еврейских общин евреи-выходцы из России...
После довольно длительной дискуссии по вопросу о критериях, которые могут помочь «отделить зерна от плевел», президент Центрального Совета еврейских общин Германии (CCJG) Пауль Шпигель подвел ее итоги, заявив, что россияне просто пользуются правом на иммиграцию, предоставленную евреям немецким правительством, и что это правительство должно немедленно предпринять шаги по ужесточению правил въезда «русских».
Представительская комиссия Бундестага приняла во внимание пожелание еврейских лидеров и постановила отменить правило, согласно которому все без исключения еврейские семьи из России имеют неограниченное и безоговорочное право на получение германского гражданства. В заключительной декларации комиссии говорится, что отныне все потенциальные иммигранты должны будут предоставить документально заверенные гарантии того, что они — евреи по Галахе (по матери), или доказательства своего обращения в иудаизм.
Все эти доказательства и свидетельства будут предъявляться в консульских отделах стран потенциальных иммигрантов, причем каждое решение по такому вопросу будет выноситься при участии особого «советника», назначаемого CCJG. После тотальной проверки всех документов кандидаты на получение германского гражданства смогут, наконец отправиться в «страну будущего проживания», но не туда, куда хотели бы они, а туда, куда их направят все те же советники — преимущественно, в районы с сильными общинными традициями.

РУБРИКА
В начало страницы