Японию легко лишить аргументов в территориальном споре
Черепахин Виктор

В недавно изданной в Москве книге "Россия и Япония: пропущенные вехи на пути к мирному договору" делается очередная попытка найти варианты решения затянувшегося территориального спора. Особую ценность труду российских востоковедов придает то обстоятельство, что изложенные в книге аргументы и факты носят не столько политический, сколько международно-правовой и документальный характер.
Именно этим книга принципиально отличается от опубликованного в начале текущего года трактата председателя научно-исследовательского совета по вопросам национальной безопасности Японии Итира Суэцугу "Вехи на пути к заключению мирного договора между Японией и Россией", который значительным тиражом был издан также и на русском языке. Японский исследователь предпринял очередную попытку доказать, будто российские острова Малой Курильской гряды - Шикотан и Хабомаи, а также Большой Курильской гряды - Кунашир и Итуруп являются исконно японскими, "несправедливо оккупированными" Советским Союзом, а теперь и Россией.
Неискушенному в большой политике читателю, как российскому, так и японскому, территориальные притязания Токио могут показаться достаточно обоснованными, если игнорировать события новейшей истории, начертавшие современную политическую и географическую карту мира. Фундаментальная работа российских ученых доказывает, что предложенное японцем в форме 88 вопросов и ответов решение территориальной "проблемы" носит, к сожалению, сугубо политический и конъюнктурный характер.
Российские авторы, в числе которых известные ученые-востоковеды - профессор Валерий Глушков, кандидат экономических наук Виталий Аладьин и другие, - подготовили альтернативные ответы на эти самые 88 спорных вопросов в отношениях между Россией и Японией, ответы на которые были даны японским исследователем Итиро Суэцугу, естественно, в выгодном для Страны восходящего солнца аспекте.
Ответ на самый главный вопрос, постоянно раздражающий отношения между соседями, - территориальный - дается предельно откровенно, конкретно и убедительно. Северные границы современной Японии, отмечается в книге российских авторов, установлены и закреплены международными актами союзных держав, с которыми Страна восходящего солнца воевала во Второй мировой войне. Так, актом о капитуляции от 2 сентября 1945 года Токио безоговорочно признало положения Потсдамской декларации 1945 года, которая в порядке наказания за агрессию навечно ограничила ее территорию четырьмя главными островами - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, а также рядом других менее значительных.
Российские ученые напоминают также, что по статье 2 Сан-Францисского мирного договора от 1951 года Япония отказалась от всех "прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин с прилегающими островами и на все Курильские острова". Статья 8 этого же договора свидетельствует о том, что Япония безоговорочно признала тогда все заключенные соглашения воевавших с нею союзников периода Второй мировой войны.
Авторы книги дают ответ и на вопрос, связанный с отсутствием в числе юридических участников Сан-Францисского мирного договора тогда СССР, а теперь - России, что, по мнению некоторых японских политиков, делает договор "неполноценным" и, следовательно, ставит под сомнение правомерность территориальной принадлежности Курильских островов именно России. Правда, отмечают российские исследователи, состоит в том, что на гребне "холодной войны" японцам сошло тогда с рук грубое нарушение одного из важнейших положений Сан-Францисского договора, в соответствии с которым Япония была обязана подписать позднее и в любое время мирные договоры по отдельности с СССР как победителем в войне, а также с Китаем, Тайванем, Индией и рядом других стран.
Вместо этого Япония, поощряемая западными державами, выдвинула к Советскому Союзу территориальные притязания вопреки своим международным обязательствам, а теперь их же предъявляет и России. Есть ли радикальный выход из создавшейся ситуации, разрешить которую пыталось и пытается не одно поколение российских и японских лидеров?
Авторы книги отмечают, что уже полвека между двумя странами поддерживаются нормальные дипломатические отношения, а "холодная война" закончилась в прошлом тысячелетии. В этих условиях Россия вправе как новый международный субъект и демократическое государство беспрепятственно и в любое удобное время юридически признать или присоединиться к Сан-Францисскому мирному договору 1951 года. Это сразу же устранит любую возможность со стороны Японии ревизовать свои северные границы.
Впрочем, эту позицию авторов научного труда разделяют и сахалинские законодатели, которые уже обратились в Государственную думу с предложением полностью и без оговорок признать систему Сан-Францисских договоров, что раз и навсегда положит конец сомнениям, касающихся территориальной принадлежности известных островов Курильской гряды.
Несомненно, авторы книги выразили точку зрения широкой российской общественности по этому злободневному международному вопросу. Насыщенная уникальными историческими документами, малоизвестными картографическими материалами работа российских ученых представляет большой интерес для международной общественности, вносит свою лепту в гармонизацию отношений между Россией и Японией.
Страна.Ru, 08.02.02.

РУБРИКА
В начало страницы