Нефть, Вэник и евреи
Евгений Верлин

Когда в ходе своего ноябрьского визита в США Владимир Путин встретился с тамошними раввинами, один из них назвал высокого гостя «лучшим президентом среди неевреев». А наш главный раввин Берл Лазар после той встречи сказал: «Глаза американских еврейских лидеров открылись! Они горят! Они не верили, что в России теперь есть такой человек — Владимир Путин! Они не предполагали даже, что появление такого человека возможно! Я скажу больше. Россия никогда не относилась к евреям так хорошо, как сейчас!»
И вот 19 марта наш президент встречается с лидерами еврейских общин России. Подчеркнув вклад евреев в развитие государства, Путин тут же перешел к частностям, что, видимо, и было главным на этом мероприятии. Он отметил позитивный характер последних еврейских инициатив «в наших весьма чувствительных внешнеполитических мероприятиях и планах». Первая — призыв еврейской общины России к Вашингтону отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника. Вторая — призыв Американского еврейского конгресса (American Jewish Congress) по тому же адресу «переориентировать часть своих экономических нефтяных интересов с некоторых стран, которые традиционно поставляли в США энергетическое сырье, на Россию». Путин сказал, что обсудит эту идею на майском саммите с Джорджем Бушем.
Пожалуй, впервые интересы Кремля, российского нефтяного сектора и интересы Америки и ее еврейской общины сошлись так близко. Первым нужны инвестиции в расширение нефтедобычи и нефтепереработки. Вторые хотят диверсифицировать источники поставок энергоносителей и тем самым снизить зависимость от мусульманского мира (попутно повысив шансы на выживание Израиля).
Среди тех, с кем встречался Путин в ноябре в Вашингтоне, были председатель Конференции президентов ведущих еврейских организаций США Морт Цукерман, республиканский сенатор Рик Санторам и ряд других персон. Вспоминая о беседах с ними, Путин 19 марта сказал: «У меня были очень хорошие встречи в Штатах с конгрессменами, которые представляют интересы соответствующих общественных организаций. Состоялся серьезный, хороший разговор. И как продолжение этого разговора мы фиксируем и политику некоторых общественных еврейских организаций в США (направленную на «переориентацию». — Е. В.)».
Цукерман и Санторам вскоре после 11 сентября предложили новое видение энергетической проблемы, сформулированное в докладе «Энергетическая политика и национальная безопасность», представленном конгрессу 29 еврейскими организациями США. В преамбуле к нему подчеркивалось, что «зависимость США от нефти способствует антиамериканским настроениям на Ближнем Востоке и уменьшает возможности США в борьбе с терроризмом». В качестве первоочередных мер предлагалось принять пакет экономических, фискальных и бюджетных мер, направленных на экономию энергопотребления, внедрение энергосберегающих технологий, увеличение стратегического запаса нефти до 2 млрд баррелей и т. д. Вариант нефтедобычи на Аляске рассматривался как стратегически и экологически ущербный.
После встречи с Путиным давление еврейского лобби на Белый дом и Капитолий усилилось. 27 января Американский еврейский конгресс принимает «Энергетическую резолюцию» и начинает требовать от сената скорейшего принятия энергетического законодательства с учетом новой ситуации. В резолюции появляется такой пункт: «Мы особо настаиваем, чтобы... Соединенные Штаты изыскали пути поощрения (посредством дипломатии, через усилия Министерства торговли и другие пути) разведки и добычи нефти и газа в России и других стран бывшего СССР (для нужд США и Запада в целом. -. Е. В.)».
Комментируя ситуацию, российский политолог Владимир Петровский сказал мне: «Понятно, что еврейские организации хотят ослабить влияние арабских стран. Вообще же, идея диверсификация актуальна. Ведь Ближний Восток — это район затяжного конфликта. Отсюда общая идея — 'развести' нефть и конфликты, вывести рынок энергоносителей из-под влияния фактора нестабильности. Кстати, в Европе об этом задумались еще раньше...»
Россия, пожалуй, единственный в мире крупный нефтедобывающий регион, где нефть и конфликты «разведены», где возможна долгосрочная сделка: вы нам инвестиции вкупе с прочим, а мы вам стабильные поставки нефти, не зависящие от «столкновения цивилизаций». Разведанных запасов в мире осталось на сорок лет, из них лишь 3% приходится на США, «съедающих» четверть мировой нефти. Энергетическая диверсификация для США — задача номер один долгосрочного характера. И без России ее не решить. Как, видно, и без еврейского лобби.
Эксперт, #12 (319) от 25 марта 2002

РУБРИКА
В начало страницы