Club для любителей подводного плавания
Александр Плотников

Итак, со дня на день должен быть подписан контракт на поставку Китаю восьми дизель-электрических субмарин 636-го проекта (по классификации НАТО — Kilo). Все предпродажные документы были согласованы еще несколько месяцев назад, но правительство КНР не торопилось давать своим военным добро на лодочный договор. Последнюю преграду снял министр обороны Сергей Иванов, по настоянию наших азиатских партнеров подписавший во время недавнего визита в Пекин протокол, согласно которому все сведения о военно-техническом сотрудничестве между нашими странами признаются секретными. Причины такого шага понятны. Хотя Китай уже покупал у нас субмарины серии Kilo (два корабля проекта 877-ЭКМ и две ПЛ усовершенствованной модификации этого класса, обозначаемой индексом 636), новая его подводная эскадра впервые будет оснащена комплексами Club-S со сверхзвуковыми крылатыми ракетами.
США и Тайвань уже высказывали свою озабоченность по поводу укрепления военно-морской мощи КНР — в частности, после покупки в 1999 и 2000 годах двух эскадренных миноносцев проекта 956 с ударным противокорабельным комплексом «Москит». А в этом году Китай заказывает в России еще два эсминца. На них пройдет отладка еще более совершенного оружия — системы «Яхонт», чьи ракеты поражают цели на дистанции 260-280 км (дальность действия «Москитов» в три раза меньше). Club, созданный екатеринбургским ОКБ «Новатор», пока устанавливался лишь на индийские корабли, производимые или модернизируемые Россией. В состав этого комплекса могут входить противокорабельные ракеты 3М54Э1, аналогов которым пока в мире не придумано. Они имеют три ступени: первые две обеспечивают движение на дозвуковой скорости, третья срабатывает за 20 км до цели и на сверхзвуковой скорости, обеспечивающей неуязвимость от средств ПВО противника, уничтожает вражеский корабль.
ПЛ Kilo-636 с комплексом Club способна вести залповую стрельбу ракетами одновременно из шести торпедных аппаратов. Причем не только по надводным целям, но и по субмаринам. Для этого применяется специальная торпеда, которая после запуска из-под воды летит по воздуху, а в районе обнаружения вражеской лодки опускается на парашюте и опять начинает движение под водой. В таких случаях командир «приговоренной» лодки просто-напросто не успевает произвести противоторпедный маневр. Так что понятно желание китайских моряков не отстать от индусов в получении новых разработок ОКБ «Новатор» (кстати, в российском ВМФ до сих пор нет кораблей с таким вооружением).
Но, вероятно, Минобороны КНР старается избежать утечки сведений по соглашению Kilo-636 не только из-за возможных осложнений с США. Лодочная сделка загрузит сразу несколько российских верфей, и уже началась острая борьба за китайский валютный пирог между гендиректорами и поддерживающими их лоббистами. Пекин крайне резко отнесся к выплеснувшемуся в начале года на страницы газет скандалу вокруг размещения заказов на два эсминца проекта 956. Поначалу наше правительство передало контракт петербургскому предприятию «Северная верфь», потом его конкуренту — Балтийскому заводу, а через два месяца вернуло опять на «Северную верфь».
Вероятно, теперь последнее слово в выборе производителей будет за китайским военным ведомством. Все чиновники, знакомые с документами по этой сделке, считают, что 4-5 лодок для КНР построят питерские «Адмиралтейские верфи». Это предприятие выпускает ПЛ класса Kilo с советских времен. Кроме того, здесь уже научились работать с системой Club-S: в прошлом году завод завершил модернизацию двух субмарин ВМС Индии с установкой на них новых ракетных комплексов. Сейчас на предприятии порядка семи свободных стапельных мест. Китайских адмиралов смущает только одно обстоятельство. Руководители «Адмиралтейских верфей» ведут переговоры с индусами о создании для них ПЛ четвертого поколения, известных в России как проект 677 «Лада». Строящиеся корабли двух стран могут оказаться рядом, и тогда будут нарушены неписаные правила военно-дипломатического этикета.
Неслучайно китайцы в последнее время внимательно присматриваются к северодвинским «Севмашпредприятию» и «Звездочке», входящим в Государственный российский центр атомного судостроения(ГРЦАС). «Звездочка» уже в августе завершает модернизацию индийской ПЛ (на нее также устанавливается Club-S), а других контрактов здесь не предвидится. Подрядчиков по крупным зарубежным сделкам в последнее время обычно определяет лично премьер Михаил Касьянов. Но происходит это по представлению Российского агентства по судостроению и Минобороны РФ. Как известно, руководитель агентства Владимир Поспелов до Москвы работал в ГРЦАС. А военное ведомство задолжало Северодвинску за переданные Северному флоту атомные подводные крейсера. Резонно предположить, что с получением китайского контракта северные заводы поправят свое финансовое положение и не станут требовать от Москвы денег. Не исключено, что заказ на 2-3 лодки достанется и Амурскому судостроительному заводу (Комсомольск-на Амуре).
На Севере и Дальнем Востоке значительно легче соблюсти режим конфиденциальности, особенно при проведении испытаний ракетного оружия. Это может оказаться для Китая едва ли не главным аргументом. Москве придется согласиться. Ведь вступление КНР в Club-S — это теперь и наша государственная тайна.
GRANI.RU
http://www.grani.ru/arms_trade/articles/kilo/

РУБРИКА
В начало страницы